Машины постоянного тока * Удобный дом

Машины постоянного тока (ПУЭ)

Глава 1.8. Нормы приемо-сдаточных испытаний (Часть 3)

Раздел 1. Общие правила

1.8.14. Машины постоянного тока мощностью до 200 кВт, напряжением до 440 В следует испытывать по п. 1, 2, 4, в, 8; все остальные — дополнительно по п. 3, 4, а, 5 настоящего параграфа.

Возбудители синхронных генераторов и компенсаторов следует испытывать по п. 1-6, 8 настоящего параграфа.

Измерение по п. 7 настоящего параграфа следует производить для машин, поступивших на место монтажа в разобранном виде.

1. Определение возможности без сушки машин постоянного тока. Следует производить в соответствии с разд. 3 «Электрические машины» СНиП 3.05.06-85. «Электрические устройства» Госстроя России.

2. Измерение сопротивления изоляции. Измерение сопротивления изоляции обмоток относительно корпуса и бандажей машины, а также между обмотками производится мегаомметром на напряжение 1 кВ.

Сопротивление изоляции должно быть не ниже:

  • между обмотками и каждой обмотки относительно корпуса при температуре 10-30 °С 0,5 МОм;
  • бандажей якоря (кроме возбудителей) не нормируется;
  • бандажей якоря возбудителя 1 МОм.

3. Испытание изоляции повышенным напряжением промышленной частоты. Испытание производится по нормам, приведенным в табл. 1.8.6. Продолжительность приложения нормированного испытательного напряжения 1 мин.

Таблица 1.8.6. Испытательное напряжение промышленной частоты для изоляции машин постоянного тока.

Испытуемый объектХарактеристика электрической машиныИспытательное напряжение, кВ
Обмотка машины постоянного тока (кроме возбудителя синхронной машины)Номинальное напряжение до 100 В1,6 Uном+ 0,8
Мощность до 1 МВт, номинальное напряжение выше 100 В1,6 Uном+0,8, но не менее 1,2
Мощность выше 1 МВт, номинальное напряжение выше 100 В1,6 Uном+ 0,8
Обмотки возбудителя синхронного генератора8 Uном, но не менее 1,2 и не более 2,8
Обмотки возбудителя синхронного двигателя (синхронного компенсатора)8 Uном, но не менее 1,2
Бандажи якоря1
Реостаты и пускорегулировочные резисторы (испытание может проводиться совместно с цепями возбуждения)1

4. Измерение сопротивления постоянному току:

а) обмоток возбуждения. Значение сопротивления должно отличаться от данных завода-изготовителя не более чем на 2%;

б) обмотки якоря (между коллекторными пластинами). Значения сопротивлений должны отличаться одно от другого не более чем на 10% за исключением случаев, когда закономерные колебания этих величин обусловлены схемой соединения обмоток;

в) реостатов и пускорегулировочных резисторов. Измеряется общее сопротивление и проверяется целость отпаек. Значения сопротивления должны отличаться от данных завода-изготовителя не более чем на 10%.

5. Снятие характеристики холостого хода и испытание витковой изоляции. Подъем напряжения следует производить для генераторов постоянного тока до 130% номинального напряжения; для возбудителей — до наибольшего (потолочного) или установленного заводом-изготовителем напряжения. При испытании витковой изоляции машин с числом полюсов более четырех среднее напряжение между соседними коллекторными пластинами должно быть не выше 24 В. Продолжительность испытания витковой изоляции 5 мин.

Отклонение полученных значений характеристики от значений заводской характеристики должно находиться в пределах точности измерения.

6. Снятие нагрузочной характеристики. Следует производить для возбудителей при нагрузке до значения не ниже номинального тока возбуждения генератора. Отклонение от заводской характеристики не нормируется.

7. Измерение воздушных зазоров между полюсами. Размеры зазора в диаметрально противоположных точках должны отличаться один от другого не более чем на 10% среднего размера зазора. Для возбудителей турбогенераторов 300 МВт и более это отличие не должно превышать 5%.

8. Испытание на холостом ходу и под нагрузкой. Определяется предел регулирования частоты вращения или напряжения, который должен соответствовать заводским и проектным данным.

При работе под нагрузкой проверяется степень искрения, которая оценивается по шкале, приведенной в табл. 1.8.7.

Таблица 1.8.7. Характеристика искрения коллектора.

Степень искренияХарактеристика степени искренияСостояние коллектора и щеток
1Отсутствие искренияОтсутствие почернения на коллекторе и нагара на щетках
1,25Слабое точечное искрение под небольшой частью щеткиТо же
1,5Слабое искрение под большей частью щеткиПоявление следов почернения на коллекторе, легко устраняемых при протирании поверхности коллектора бензином, а также появление следов нагара на щетках
2Искрение под всем краем щетки появляется только при кратковременных толчках нагрузки и перегрузкиПоявление следов почернения на коллекторе, не устраняемых при протирании поверхности коллектора бензином, а также появление следов нагара на щетках
3Значительное искрение под всем краем щетки с наличием крупных и вылетающих искр. Допускается только для моментов прямого (без реостатных ступеней) включения или реверсирования машин, если при этом коллектор и щетки остаются в состоянии, пригодном для дальнейшей работыЗначительное почернение на коллекторе, не устраняемое протиранием поверхности коллектора бензином, а также подгар и разрушение щеток

Если степень искрения специально не оговорена заводом-изготовителем, то при номинальном режиме она должна быть не выше 1,5.

 

Благодарим, что поделились в социальных сетях: