Электродвигатели переменного тока * Удобный дом

Электродвигатели переменного тока (ПУЭ)

Глава 1.8. Нормы приемо-сдаточных испытаний (Часть 4)

Раздел 1. Общие правила

1.8.15. Электродвигатели переменного тока до 1 кВ испытываются по п. 2, 4, 6, 10, 11.

Электродвигатели переменного тока выше 1 кВ испытываются по п. 1-4,7,9-11.

По п. 5, 6, 8 испытываются электродвигатели, поступающие на монтаж в разобранном виде.

1. Определение возможности включения без сушки электродвигателей напряжением выше 1 кВ. Следует производить в соответствии с разд. 3 «Электрические машины» СНиП 3.05.06-85. «Электротехнические устройства» Госстроя России.

2. Измерение сопротивления изоляции. Допустимые значения сопротивления изоляции электродвигателей напряжением выше 1 кВ должны соответствовать требованиям инструкции, указанной в п. 1. В остальных случаях сопротивление изоляции должно соответствовать нормам, приведенным в табл. 1.8.8.

Таблица 1.8.8. Допустимое сопротивление изоляции электродвигателей переменного тока.

Испытуемый объектНапряжение мегаомметра, кВСопротивление изоляции
Обмотка статора напряжением до 1 кВ1Не менее 0,5 МОм при температуре 10-30 °С
Обмотка ротора синхронного электродвигателя и электродвигателя с фазным ротором0,5Не менее 0,2 МОм при температуре 10-30 °С (допускается не ниже 2 кОм при +75 °С или 20 кОм при +20 °С для неявнополюсных роторов)
Термоиндикатор0,25Не нормируется
Подшипники синхронных электродвигателей напряжением выше 1 кВ1Не нормируется (измерение производится относительно фундаментной плиты при полностью собранных маслопроводах)

3. Испытание повышенным напряжением промышленной частоты. Производится на полностью собранном электродвигателе.

Испытание обмотки статора производится для каждой фазы в отдельности относительно корпуса при двух других, соединенных с корпусом. У двигателей, не имеющих выводов каждой фазы в отдельности, допускается производить испытание всей обмотки относительно корпуса.

Значения испытательных напряжений приведены в табл. 1.8.9. Продолжительность приложения нормированного испытательного напряжения 1 мин.

4. Измерение сопротивления постоянному току:

а) обмоток статора и ротора. Производится при мощности электродвигателей 300 кВт и более.

Измеренные сопротивления обмоток различных фаз должны отличаться друг от друга или от заводских данных не более чем на 2%;

б) реостатов и пускорегулировочных резисторов. Измеряется общее сопротивление и проверяется целость отпаек. Значение сопротивления должно отличаться от паспортных данных не более чем на 10%.

5. Измерение зазоров между сталью ротора и статора. Размеры воздушных зазоров в диаметрально противоположных точках или точках, сдвинутых относительно оси ротора на 90°, должны отличаться не более чем на 10% среднего размера.

Таблица 1.8.9. Испытательное напряжение промышленной частоты для электродвигателей переменного тока.

Испытуемый объектХарактеристика электродвигателяИспытательное напряжение, кВ
Обмотка статораМощность до 1 МВт, номинальное напряжение выше 1 кВ1,6Uном + 0,8
Мощность выше 1 МВт, номинальное напряжение до 3,3 кВ1,6Uном + 0,8
Мощность выше 1 МВт, номинальное напряжение выше 3,3 до 6,6 кВ2Uном
Мощность выше 1 МВт, номинальное напряжение выше 6,6 кВ1,6Uном + 2,4
Обмотка ротора синхронного электродвигателя8Uном системы возбуждения, но не менее 1,2
Обмотка ротора электродвигателя с фазным ротором1
Реостат и пускорегулировочный резистор1
Резистор гашения поля синхронного электродвигателя2

6. Измерение зазоров в подшипниках скольжения. Размеры зазоров приведены в табл. 1.8.10.

7. Измерение вибрации подшипников электродвигателя. Значения вибрации, измеренной на каждом подшипнике, должны быть не более значений, приведенных ниже:

Синхронная частота вращения электродвигателя, Гц502516,712,5 и ниже
Допустимая вибрация, мкм50100130160

8. Измерение разбега ротора в осевом направлении. Производится для электродвигателей, имеющих подшипники скольжения. Осевой разбег не должен превышать 2-4 мм.

9. Испытание воздухоохладителя гидравлическим давлением. Производится избыточным гидравлическим давлением 0,2-0,25 МПа (2-2,5 кгс/см2). Продолжительность испытания 10 мин. При этом не должно наблюдаться снижение давления или утечки жидкости, применяемой при испытании.

10. Проверка работы электродвигателя на холостом ходу или с ненагруженным механизмом. Продолжительность проверки не менее 1 ч.

11. Проверка работы электродвигателя под нагрузкой. Производится при нагрузке, обеспечиваемой технологическим оборудованием к моменту сдачи в эксплуатацию. При этом для электродвигателя с регулируемой частотой вращения определяются пределы регулирования.

Таблица 1.8.10. Наибольший допустимый зазор в подшипниках скольжения электродвигателей.

Номинальный диаметр вала, ммЗазор, мм, при частоте вращения, Гц
Менее 16,716,7-25более 25
18-300,040-0,0930,060-0,1300,140-0,280
30-500,050-0,1120,075-0,1600,170-0,340
50-800,065-0,1350,095-0,1950,200-0,400
80-1200,080-0,1600,120-0,2350,230-0,460
120-1800,100-0,1950,150-0,2850,260-0,580
180-2600,120-0,2250,180-0,3000,300-0,600
260-3600,140-0,2500,210-0,3800,340-0,680
360-5000,170-0,3050,250-0,4400,380-0,760

Благодарим, что поделились в социальных сетях: