Освещение картин - правила, светильники, лампы * Удобный дом

Освещение картин – правила, лампы, светильники, производители

Освещение картин необходимо для того чтобы не только хорошо видеть картину в интерьере, но и отчетливо увидеть конкретные детали на ней. Чтобы смотреть на произведение живописи было действительно приятно

Содержание

Освещение картин. Нужно ли? И когда?

Освещение картин

Правильное освещение картин – насущная необходимость? Если у вас имеются картины, то предполагается, что вы не против получать удовольствие от их созерцания и хотели бы другим преподнести их в выгодном свете. Для этого нужно правильно осветить картины. Однако очень важно не спровоцировать ускоренное старение живописного материала. Для этого также нужно соблюдать определенные правила.

Важность правильного освещения можно рассмотреть на нижеследующем примере:

Египетские храмы представляли собой несколько помещений, следующих друг за другом. Идущий в храм жрец, чтобы попасть в главное помещение, должен был преодолеть их одно за другим. Первым он проходил открытый двор, залитый солнечным светом. Затем попадал в закрытый полутемный зал, освещаемый через проемы в стенах, расположенные на определенной высоте. Количество и размер проемов уменьшалось по ходу следования. Чем дальше жрец продвигался по залу, тем более сгущался сумрак. В следующем главном зале, где располагалась статуя бога, его ожидала полнейшая темнота. Но на саму статую падал узкий луч света из единственного отверстия, расположенного прямо над скульптурой. В свете луча статуя казалась жрецу воплощением его божества.

Египетские архитекторы рассчитывали на эффект переадаптации зрения, когда с помощью игр со светом, “превращали” статую в божество.

  • Световая адаптация – настройка глаза на работу в условиях высокой яркости после пребывания в темноте. Первоначально возникает состояние ослепленности Световая адаптация происходит примерно в течение 5–10 мин.
  • Темновая адаптация – настройка глаза к условиям меньшей освещенности после пребывания на свету. Темновая адаптация длится от 30 мин до 2 ч.

В обоих случаях речь идет о полной переадаптации зрения. При изменении яркости не более, чем в 5-10 раз, переадаптация происходит практически мгновенно.

Проходя по двору, жрец адаптировал свое зрение к яркому солнечному освещению. Попадая в сумрак первого зала, жрец, ослепленный солнцем как бы терял связь с внешним миром. Затем, когда он проходил по темному залу, его зрение переадаптировалось к усиливающемуся сумраку. Вблизи статуи зрение, настроенное на темноту, остро реагировало на свет, и статуя превращалась в неземное и величественное явление.

К статуе божества, стоящей в главном зале, допускались только жрецы. Простые, неискушенные последователи религии к главной статуе доступа не имели. И если даже для искушенных служителей культа правильное освещение служило укреплением их веры в сверхъестественное. Тем более, правильное освещение произведет впечатление на человека неподготовленного.

Выходит, что освещение картин, как впрочем и других предметов искусства, дело нужное, полезное и выгодное. Ведь, показать картину людям, если вы, конечно, считаете себя ценителем искусства, надо эффектно и эффективно. Да и самому владельцу приятнее лицезреть свою картину в хорошем освещении.

Освещение в Лувре

Общее и акцентное освещение картин

Как правило, главное предназначение картины – оказать на человека эмоционально-психологическое воздействие. Картины, вне зависимости от того пейзаж это, натюрморт или портрет, повторяют или символизируют картины природы или деятельности человека. То-есть – это горы, море, вещи, геометрические фигуры, животные и др. В натуральном виде все эти вещи, помимо эстетического наслаждения, имеют для человека так называемую “практическую пользу”. Мы можем их съесть, выпить, получить от них электроэнергию или использовать как-то ещё. “Практический” же смысл картины обычно минимален. Спрятать дверцу сейфа или дырку на обоях – это максимальная “практическая польза” от картин. Эстетическая же составляющая картин безгранична, поэтому то именно её и надо использовать по полной. И тут мы опять упираемся в необходимость хорошего освещения.

Акцентное освещение для живописи

Когда картина является только одним из элементов общего  декора, то она обычно не нуждается в отдельном освещении. Общий декор и освещается соответственно общим освещением.  Нужно только заметить, что общее освещение должно наиболее полно и выгодно “показывать” картины зрителю и при его выборе это следует учитывать.

Если же интерьер строится вокруг картины, то её желательно подчеркнуть уместным для конкретного случая освещением. К примеру, если картина, которая является декоративным  центром, подсвечена точечным светильником, то и интерьер вокруг нее заиграет соответствующим образом. В этом случае, особое внимание нужно будет уделить акцентному освещению.

Освещение картин – правила

Правила освещения картин

Считается что для оптимального освещения картины размерами 1 метр², написанной масляными красками, необходима лампа накаливания мощностью 100 Ватт, помещенная не ближе одного метра от полотна. Альтернативой лампе накаливания может служить люминесцентная лампа мощностью 20 Ватт. Для пастели – 30-40 Ватт лампа накаливания и 10 Ватт люминесцентная лампа.

В правилах “Рекомендации по проектированию музеев” указывается максимальная освещенность картин.

  • газетная бумага, ткани, акварели должны иметь максимальный уровень освещенности в 50 люкс;
  • масляная живопись — 150 лк;

Освещенность можно замерить прибором люксметром. Альтернативой может послужить установка на смартфон соответствующего приложения. Такое приложение позволяет использовать ваш мобильный в качестве не очень точного люксметра.

Помимо этого, имеющиеся требования предписывают сведение к минимуму в световом потоке инфракрасного и ультрафиолетового излучений. Ультрафиолетовое излучение способно оказывать прямое негативное влияние через разрушение молекулярных связей, а инфракрасное – косвенное, провоцируя старение материалов вследствие увеличения скорости протекания химических реакций при повышенной температуре.

Ультрафиолетовое излучение наверняка через некоторое время повредит картину. Будь это полотно с масляными красками, акварельными или любыми другими живописными материалами. Поэтому стоит использовать светильники которые предусматривают установку дополнительных светофильтров. Ультрафиолет по длине волны излучения подразделяют на четыре вида. К примеру, обычное прозрачное стекло отсекает три вида ультрафиолетового излучения. В спектре остается только наиболее мягкое длинноволновое излучение с длиной волны 400—315 нанометров. Излучение ультрафиолета с такой длиной волны тоже может привести к изменению и выгоранию красок на полотне. Однако, для этого потребуется гораздо больше времени, чем без защиты стеклом.

Также в пунктах глав “Рекомендации по проектированию музеев” про освещение говорится следующее:

12.6. Из психофизиологических соображений предпочтительно естественное освещение, когда это допускается требованиями консервации (рис. 13 – 15).

В большинстве случаев требуется принятие следующих мер:

устранение попадания прямого солнечного света;

визуальная связь с окружением.

12.7. Преимущества искусственного освещения состоят в следующем:

независимость от состояния погоды;

использование помещений в вечерние часы;

создание качественных и количественных характеристик освещения в зависимости от требований экспозиции;

возможность регулировать интенсивность и спектральный состав света;

обеспечение планировочной гибкости.

Устройство искусственного освещения должно обеспечивать:

возможность полноценного осмотра экспонатов;

индивидуальную подсветку ведущих экспонатов (или деталей интерьера, представляющих художественную ценность);

пожарную безопасность;

нормальные условия работы в рабочих помещениях.

12.8. Для освещения рабочих мест сотрудников, выполняющих работу повышенной точности, рекомендуется предусматривать дополнительное местное освещение.

12.9. При проектировании освещения экспозиционных залов следует исходить из светочувствительности экспонатов.

12.10. Освещение картин люминесцентными лампами (примерно 4000 К температурой цвета) следует предусматривать с направлением светового потока порядка 30° по вертикали.

Если картина под стеклом, нужно предусмотреть такое освещение, которое не будет создавать блики. В этом случае в проект освещения следует заложить так называемый «музейный угол», он соответствует 30-градусному наклону источника света к вертикали полотна и позволяет увести блик от лампы со стекла.

Важен угол раскрытия светового потока. Отталкивайтесь от формата и размера предмета. Если картина прямоугольная, освещайте ее эллиптическим лучом, если маленькая – узким, если большая – широким. Это поможет создать нужный визуальный эффект.

Направление светового потока для картины

Уровень освещенности в экспозиционных залах должен устанавливаться в соответствии со светостойкостью экспонатов.

Светильники для освещения картин

Светильники для зеркал и картин

Светильники для зеркал и картин

Светильники, представляемые магазинами под названием «светильники для зеркал и картин»,  обычно располагаются на небольшом расстоянии над картиной и плохо подходят для освещения именно картин, как произведения искусства. Их предназначение скорее подсветка зеркал, панно, репродукций и другой полиграфической продукции. В большинстве из них установлены две маломощные лампы накаливания по 25 Ватт, соответственно минимальное расстояние от полотна до источника света должно составлять 0,5 метра.

Трековые светильники для освещения картин

Трековые светильники для картин

Трековые светильники для картин

Частая смена экспозиции – обычное дело для музея или картинной галереи. Для удобства освещения, часто сменяемых картин, устанавливают прожектора на треках. Подобные светильники возможно легко передвигать по шинопроводам различного устройства. Такую же систему освещения можно устроить также и в частном доме или квартире. Но чаще всего в быту пользуются другими типами светильников. Потому что картин обычно немного и  перевешивают их редко.

Светильники типа Dedolight для акцентной подсветки картин

Точечная подсветка для произведений искусства

Светильники типа Dedolight для акцентной подсветки картин

Осветительные приборы типа Dedolight представляют разновидность трековых прожекторов. Однако являются более профессиональным решением, пригодным для организации фото и видеосъемки произведений живописи. Подобные светильники используются для освещения скульптуры и живописи в музеях многих стран мира. Непревзойденные качества Dedolight обеспечивают прецизионный свет во множестве вариаций. Акцентное освещение вниманием посетителя музея с различной интенсивностью – от едва заметной поддержки читаемости детали, до активных драматических акцентов подачи. Световые приборы Dedolight находятся на высоком уровне по защите картин от ультрафиолетовой составляющей освещения. Что достигается установкой специального UV фильтра. Это крайне важно для сохранности живописных полотен, которые могут представлять большую художественную ценность.

Светильники wall-washer для общего освещения

Светильники wall-washer для живописи

Светильники wall-washer

При применении общей подсветки можно использовать светильники типа wall-washer.  Они оснащены специальными линзами и предназначены для освещения стен. Наличие подобных светильников позволяет залить стены помещения ровным, однородным светом. Это дает возможность осветить находящиеся в комнате картины достаточно для их комфортного осмотра. И в тоже время обойтись без акцентного освещения каждой отдельной картины.

Светильники wallwasher менее заметны, чем прожектора, которые просто могут не вписаться в стиль интерьера. Обычно применяют встраиваемые светильники wallwasher, но могут быть использованы светильники и любого другого типа. Ещё одним выгодным свойством подобных светильников является то, что при замене картины на другую, большего или меньшего размера, не придется менять ещё и светильник.

Даже если вы не подсвечиваете предметы искусства специально, убедитесь, что источники света в интерьере, где есть картины, имеют хорошую цветопередачу.

Лампы для освещения картин

Лампы накаливания

У ламп накаливания наилучшая среди всех видов ламп цветопередача. Другими словами, в свете подобных ламп человеческий глаз видит все цветовые оттенки также как и при солнечном освещении. В то-же время лампы накаливания являются наиболее пожароопасными и наименее экономными. При освещении живописи лампами накаливания нужно соблюдать безопасное в плане нагрева расстояние.

Галогенные лампы

Галогенные лампы являются лампами накаливания с добавкой в колбу лампы паров галогенов. Благодаря добавлению галогенов нить накала лампы служит в несколько раз дольше, чем в обычной лампе накаливания, и соответственно срок службы лампы увеличивается. Галогенные лампы, как разновидность ламп накаливания, имеют те-же достоинства и недостатки, но имеют больший срок службы.

Ксеноновые лампы

Ксеноновые лампы высокого и сверхвысокого давления считаются более оптимальными для освещения картин чем галогенные, так как обладают отличной цветопередачей. Обычно используются для точечного освещения в сочетании с различными фильтрами. Примером ксеноновой лампы для картин может служить Cermax 175W.

Светодиодные лампы

При использовании для освещения произведений искусства светодиодных ламп или светильников на светодиодах  стоит учитывать то, что в своей массе у них самая наихудшая среди других источников освещения цветопередача. Несомненно, для освещения картин логичнее всего применять светодиодные лампы высокого ценового диапазона с хорошим индексом цветопередачи. При освещении живописи светодиодами стоит соблюдать те же правила с максимальной освещенностью, что и для других ламп. Особенно если у вас достаточно ценные картины. Не стоит думать что светодиоды не могут нанести краскам картины никакого вреда в любом случае. Статистики по влиянию осветительных светодиодов на живопись накоплено совершенно недостаточно для подобных утверждений.

Компании – производители светильников для картин

Среди компаний, производящих приборы для освещения предметов искусства, хорошо зарекомендовала себя компания Erco. С самого начала своей деятельности этот производитель специализировался на обеспечении качественным светом художественных галерей и музеев. В настоящее время в своем ассортименте он имеет линейки светильников для освещения картин, которые можно использовать как для бытовых, так и профессиональных нужд.

Однозначно хороши световые продукты компании Zumtobel. Кредо компании: свет – один из ключевых факторов успеха при работе над сложнейшими архитектурными задачами.  Высококачественные светильники и новейшие светодиодные технологии Zumtobel помогают проявить все грани архитектурного искусства и заставить засиять их в полной мере. Свет Zumtobel используют в национальном музее Варшавы, в кунсткамере Вены, в музее «Мир воды» Санкт-Петербурга, в Штеделевском художественном институте Франкфурта-на-Майне и во многих других подобных учреждениях мира.

Компания Targetti разрабатывает и производит светильники для внутреннего и наружного освещения с 1928 года. Сотрудники Targetti считают что свет – это тихий язык, соединяющий людей с пространством и окружающими их предметами. Это универсальный код, который не нуждается в переводе, потому что он обращается непосредственно к нашей эмоциональной сфере. Освещение произведения искусства или красивого здания бесконечно умножает уникальную силу, которую свет должен передавать и вызывать эмоции. 

Достойным внимания производителем светового оборудования является компания Soraa. Среди её основателей Сюдзи Накамура – лауреат Нобелевской премии, изобретатель синего светодиода и один из основоположников светодиодного освещения.  Светодиодные лампы и светильники Soraa позиционируются как осветительные приборы с высокой цветопередачей и уникальным отображением оттенков белого цвета. Компания производит лампы наиболее используемых типоразмеров под стандартные цоколи. Приобретая продукцию Soraa, можно за не очень большие деньги получить светодиодные источники света с очень хорошими световыми характеристиками

Похожие записи

 

Цветовая температура ламп освещения

Виды ламп для освещения помещений

Производители потолочных светильников

 

Вы также можете прочитать записи на похожие темы в рубрике – Освещение

Ваш Удобный дом

Благодарим, что поделились в социальных сетях: