Освещение картин - правила, светильники, лампы * Удобный дом

Освещение картин – правила, лампы, светильники, производители

Освещение картин необходимо для того чтобы хорошо видеть картину в интерьере помещения. С другой стороны, нужно чтобы существовала возможность отчетливо разглядеть конкретные детали на картине. Чтобы смотреть на произведение живописи было действительно приятно

Освещение картин. Нужно ли? И когда?

Освещение картин

Правильное освещение картин – насущная необходимость? Если у вас имеются картины, то предполагается, что вы хотите получать удовольствие от их созерцания. А также хотели бы и другим людям преподнести их в выгодном свете. Для этого нужно правильно осветить картины. Однако очень важно не спровоцировать ускоренное старение живописного материала. Для этого также нужно соблюдать определенные правила.

Важность правильного освещения можно рассмотреть на нижеследующем примере:

Египетские храмы представляли собой несколько помещений, следующих друг за другом. Идущий в храм жрец, чтобы попасть в главное помещение, должен был поочередно преодолеть их все. Первым он проходил открытый двор, залитый солнечным светом. Затем попадал в закрытый полутемный зал, освещаемый через проемы в стенах, расположенные на определенной высоте. Количество и размер проемов уменьшалось по ходу следования. Чем дальше жрец продвигался по залу, тем более сгущался сумрак. В следующем главном зале, где располагалась статуя бога, его ожидала полнейшая темнота. Но на саму статую падал узкий луч света из единственного отверстия, расположенного прямо над скульптурой. В свете луча статуя казалась жрецу воплощением его божества.

Египетские архитекторы рассчитывали на эффект переадаптации зрения. То есть с помощью игр со светом, “превращали” статую в божество.

Световая и темновая адаптация и переадаптация зрения

  • Световая адаптация – настройка глаза на работу в условиях высокой яркости после пребывания в темноте. Первоначально возникает состояние ослепленности Световая адаптация происходит примерно в течение 5–10 мин.
  • Темновая адаптация – настройка глаза к условиям меньшей освещенности после пребывания на свету. Темновая адаптация длится от 30 мин до 2 ч.

В обоих случаях речь идет о полной переадаптации зрения. При изменении яркости не более, чем в 5-10 раз, переадаптация происходит практически мгновенно.

Проходя по двору, жрец адаптировал свое зрение к яркому солнечному освещению. Попадая в сумрак первого зала, жрец, ослепленный солнцем как бы терял связь с внешним миром. Затем, когда он проходил по темному залу, его зрение переадаптировалось к усиливающемуся сумраку. Вблизи статуи зрение, настроенное на темноту, остро реагировало на свет. В результате статуя превращалась в неземное и величественное явление.

К статуе божества, стоящей в главном зале, допускались только жрецы. Простые, неискушенные последователи религии к главной статуе доступа не имели. И если даже для искушенных служителей культа правильное освещение служило укреплением их веры в сверхъестественное. Тем более, правильное освещение произведет впечатление на человека неподготовленного.Освещение в Лувре

Выходит, что освещение картин, как впрочем и других предметов искусства, дело нужное, полезное и выгодное. Ведь, показать картину людям, если вы, конечно, считаете себя ценителем искусства, надо эффектно и эффективно. Да и самому владельцу приятнее лицезреть свою картину в хорошем освещении.

Общее и акцентное освещение картин

Как правило, главное предназначение картины – оказать на человека эмоционально-психологическое воздействие. Картины повторяют или символизируют сцены природы или деятельности человека. Безусловно, вне зависимости от того пейзаж это, натюрморт или портрет. То-есть – это горы, море, вещи, геометрические фигуры, животные и др. В натуральном виде эти вещи, помимо эстетического наслаждения, имеют для человека так называемую “практическую пользу”. Мы можем их съесть, выпить, получить от них электроэнергию или использовать как-то ещё. “Практический” же смысл картины обычно минимален. Спрятать дверцу сейфа или дырку на обоях – это максимальная “практическая польза” от картин. Эстетическая же составляющая картин безгранична. Потому то именно её и надо использовать наиболее полноценно. И тут мы опять упираемся в необходимость хорошего освещения.

Акцентное освещение для живописи

Картина являющаяся одним из элементов общего  декора обычно не нуждается в отдельном освещении. То есть общий декор и освещается соответственно общим освещением.  Нужно только заметить, что общее освещение должно наиболее полно и выгодно “показывать” картины зрителю. Так что при выборе света – это следует учитывать.

Если же интерьер строится вокруг картины, то её желательно подчеркнуть уместным для конкретного случая освещением. К примеру, картину, являющуюся декоративным  центром, необходимо подсветить точечным светильником. Несомненно, в этом случае и интерьер вокруг нее “заиграет” соответствующим образом. Как бы то ни было, всегда нужно уделять особое внимание акцентному освещению.

Освещение картин – правила

Считается что для оптимального освещения картины 1м², написанной масляными красками, необходима лампа накаливания 100Вт. При условии что она помещенна не ближе одного метра от полотна. Разумеется, альтернативой лампе накаливания может служить люминесцентная лампа мощностью 20 Ватт. В то время как для пастели достаточно лампы накаливания 30-40 Ватт. Или же люминесцентной лампы мощностью 10 Ватт.Правила освещения картин

В правилах “Рекомендации по проектированию музеев” указывается максимальная освещенность картин.

  • газетная бумага, ткани, акварели должны иметь максимальный уровень освещенности в 50 люкс;
  • масляная живопись — 150 люкс (лк);

Освещенность можно замерить прибором люксметром. Альтернативой может послужить установка на смартфон соответствующего приложения. В результате такое приложение позволяет использовать ваш мобильный в качестве не очень точного люксметра.

Помимо этого, имеющиеся требования предписывают сведение к минимуму в световом потоке инфракрасного и ультрафиолетового излучений. Ультрафиолетовое излучение способно оказывать прямое негативное влияние через разрушение молекулярных связей. А инфракрасное – косвенное, провоцируя старение материалов вследствие увеличения скорости протекания химических реакций при повышенной температуре.

Ультрафиолетовое излучение наверняка через некоторое время повредит картину. Будь это полотно с масляными красками, акварельными или любыми другими живописными материалами. Потому стоит использовать светильники которые предусматривают установку дополнительных светофильтров. Ультрафиолет по длине волны излучения подразделяют на четыре вида. К примеру, обычное прозрачное стекло отсекает три вида ультрафиолетового излучения. В спектре остается только наиболее мягкое длинноволновое излучение с длиной волны 400—315 нанометров. Излучение ультрафиолета с такой длиной волны тоже может привести к изменению и выгоранию красок. Однако, для этого потребуется гораздо больше времени, чем без защиты стеклом.

Также в пунктах глав “Рекомендации по проектированию музеев” про освещение говорится следующее:

12.6. Из психофизиологических соображений предпочтительно естественное освещение, когда это допускается требованиями консервации (рис. 13 – 15).

В большинстве случаев требуется принятие следующих мер:

устранение попадания прямого солнечного света;

визуальная связь с окружением.

12.7. Преимущества искусственного освещения состоят в следующем:

независимость от состояния погоды;

использование помещений в вечерние часы;

создание качественных и количественных характеристик освещения в зависимости от требований экспозиции;

возможность регулировать интенсивность и спектральный состав света;

обеспечение планировочной гибкости.

Устройство искусственного освещения должно обеспечивать:

возможность полноценного осмотра экспонатов;

индивидуальную подсветку ведущих экспонатов (или деталей интерьера, представляющих художественную ценность);

пожарную безопасность;

нормальные условия работы в рабочих помещениях.

12.8. Для освещения рабочих мест сотрудников, выполняющих работу повышенной точности, рекомендуется предусматривать дополнительное местное освещение.

12.9. При проектировании освещения экспозиционных залов следует исходить из светочувствительности экспонатов.

12.10. Освещение картин люминесцентными лампами (примерно 4000 К температурой цвета) следует предусматривать с направлением светового потока порядка 30° по вертикали.

Если картина под стеклом, нужно предусмотреть такое освещение, которое не будет создавать блики. В этом случае в проект освещения следует заложить так называемый «музейный угол». Он соответствует 30-градусному наклону источника света к вертикали полотна. В итоге позволяет увести блик от лампы со стекла.

Важен угол раскрытия светового потока. Отталкивайтесь от формата и размера предмета. Если картина прямоугольная, освещайте ее эллиптическим лучом, если маленькая – узким, если большая – широким. Это поможет создать нужный визуальный эффект.

Направление светового потока для картины

Уровень освещенности в экспозиционных залах должен устанавливаться в соответствии со светостойкостью экспонатов.

Светильники для освещения картин

Осветительные приборы для зеркал и картин

Магазины часто предлагают разновидность светильников под названием «светильники для зеркал и картин». Обычно они располагаются на небольшом расстоянии над картиной. Потому плохо подходят для освещения именно картин, как произведения искусства. Светильники для зеркал и картин

Их предназначение скорее подсветка зеркал, панно, репродукций и другой полиграфической продукции. В большинстве из них установлены две маломощные лампы накаливания по 25 Ватт. В результате минимальное расстояние от полотна до источника света должно составлять 0,5 метра.

Трековые светильники для освещения картин

Частая смена экспозиции – обычное дело для музея или картинной галереи. Для удобства освещения, часто сменяемых картин, устанавливают прожектора на треках. Поскольку подобные светильники возможно легко передвигать по шинопроводам различного устройства.

Трековые светильники для картин

Трековые светильники для картин

Такую же систему освещения можно устроить также и в частном доме или квартире. Но чаще всего в быту пользуются другими типами светильников. Потому что картин обычно немного и  перевешивают их редко.

Светильники типа Dedolight для акцентной подсветки картин

Осветительные приборы типа Dedolight представляют разновидность трековых прожекторов. Однако являются более профессиональным решением, пригодным для организации фото и видеосъемки произведений живописи. Подобные светильники используются для освещения скульптуры и живописи в музеях многих стран мира.

Точечная подсветка для произведений искусства

Светильники типа Dedolight для акцентной подсветки картин

Непревзойденные качества Dedolight обеспечивают прецизионный свет во множестве вариаций. Причем акцентное освещение завладевает вниманием посетителя музея с различной интенсивностью.  По замыслу оно распределяется от едва заметной поддержки читаемости детали, до активных драматических акцентов подачи. Световые приборы Dedolight находятся на высоком уровне по защите картин от ультрафиолетовой составляющей освещения. Что достигается установкой специального UV фильтра. Разумеется, это крайне важно для сохранности живописных полотен. Особенно для представляющих большую художественную ценность.

Светильники wall-washer для общего освещения

При применении общей подсветки можно использовать светильники типа wall-washer.  Они оснащены специальными линзами и предназначены для освещения стен. Так что наличие подобных светильников позволяет залить стены помещения ровным, однородным светом. С одной стороны, это дает возможность осветить картины достаточно для их комфортного осмотра. С другой стороны, обойтись без акцентного освещения каждой отдельной картины.

Светильники wall-washer для живописи

Светильники wall-washer

Светильники wallwasher менее заметны, чем прожектора, которые просто могут не вписаться в стиль интерьера. Обычно применяют встраиваемые светильники wallwasher, но могут быть использованы светильники и любого другого типа. Более того, у подобных светильников есть ещё одно выгодное свойство. При замене картины на другую, большего или меньшего размера, не придется менять ещё и светильник.

Так или иначе, убедитесь, что источники света в интерьере, где есть картины, имеют хорошую цветопередачу. Причем даже если вы не подсвечиваете предметы искусства специально.

Лампы для освещения картин

Освещение картин – Лампы накаливания

У ламп накаливания наилучшая среди всех видов ламп цветопередача. То есть, в их свете глаз видит все цветовые оттенки как при солнечном освещении. В то-же время лампы накаливания являются наиболее пожароопасными и наименее экономными. При освещении живописи лампами накаливания нужно соблюдать безопасное в плане нагрева расстояние.

Галогенные лампы

Галогенные лампы являются лампами накаливания с добавкой в колбу лампы паров галогенов. Благодаря добавлению галогенов нить накала служит в несколько раз дольше, чем в обычной лампе накаливания. В результате срок службы лампы увеличивается. Галогенные лампы, как разновидность ламп накаливания, имеют те-же достоинства и недостатки. Но имеют больший срок службы.

Ксеноновые лампы

Ксеноновые лампы высокого и сверхвысокого давления считаются более оптимальными для освещения картин чем галогенные. Потому как обладают отличной цветопередачей. Обычно используются для точечного освещения в сочетании с различными фильтрами. К примеру, ксеноновой лампы для картин может служить Cermax 175W.

Освещение картин – Светодиодные лампы

При использовании для освещения произведений искусства светодиодных ламп или светильников на светодиодах  стоит учитывать то, что в своей массе у них самая наихудшая среди других источников освещения цветопередача. Несомненно, для освещения картин логичнее всего применять светодиодные лампы высокого ценового диапазона. То есть лампы имеющие хороший индекс цветопередачи. При освещении живописи светодиодами стоит соблюдать те же правила что и для других ламп. То есть не превышать уровень освещенности выше нормы. Особенно если у вас достаточно ценные картины. Не стоит думать что светодиоды не могут нанести краскам картины никакого вреда в любом случае. Статистики по влиянию осветительных светодиодов на живопись накоплено совершенно недостаточно для подобных утверждений.

Компании – производители светильников для картин

Среди компаний, производящих приборы для освещения предметов искусства, хорошо зарекомендовала себя компания Erco. С начала своей деятельности этот производитель специализировался на обеспечении качественным светом художественных галерей и музеев. В настоящее время в своем ассортименте он имеет линейки светильников для освещения картин. Разумеется, их можно использовать как для бытовых, так и профессиональных нужд.

Однозначно хороши световые продукты компании Zumtobel. Кредо компании: свет – один из ключевых факторов успеха при работе над сложнейшими архитектурными задачами.  Высококачественные светильники и новейшие светодиодные технологии Zumtobel помогают проявить все грани архитектурного искусства. По сути заставить засиять их в полной мере. Свет Zumtobel используют в национальном музее Варшавы, в кунсткамере Вены, в музее «Мир воды» Санкт-Петербурга. А также в Штеделевском художественном институте Франкфурта-на-Майне и во многих других подобных учреждениях мира.

Компания Targetti разрабатывает и производит светильники для внутреннего и наружного освещения с 1928 года. Сотрудники Targetti считают что свет – это тихий язык, соединяющий людей с пространством и окружающими их предметами. Это универсальный код, который не нуждается в переводе. Потому что он обращается непосредственно к нашей эмоциональной сфере. Освещение произведения искусства или красивого здания бесконечно умножает уникальную силу. То есть ту силу которую свет должен передавать человеку и вызывать у него различные эмоции. 

Достойным внимания производителем светового оборудования является компания Soraa. Как известно, среди её основателей Сюдзи Накамура – лауреат Нобелевской премии. Во-первых, он изобретатель синего светодиода. Во-вторых, один из основоположников светодиодного освещения.  Светодиодные лампы и светильники Soraa позиционируются как осветительные приборы с высокой цветопередачей и уникальным отображением оттенков белого цвета. По сути, компания производит лампы наиболее используемых типоразмеров под стандартные цоколи. Приобретая продукцию Soraa, можно за не очень большие деньги получить светодиодные источники света с очень хорошими световыми характеристиками.

Похожие записи

 

Цветовая температура ламп освещения

Виды ламп для освещения помещений

Производители потолочных светильников

 

Вы также можете прочитать записи на похожие темы в рубрике – Освещение

Ваш Удобный дом

Благодарим, что поделились в социальных сетях: